КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДА

Существует несколько видов классификации меда, каждый из которых применяется для определенных целей, однако разделение по происхождению и сортам – первое, на что обращает внимание потребитель. Эта информация показывает, с каких растений собирался нектар для меда, и соответственно даёт представление о свойствах различных сортов – как органолептических, так и лечебных. Кроме того, мед классифицируется по цвету, аромату, консистенции, прозрачности, товарному виду и технологическим признакам.

Разделение по происхождению

  • Цветочный мед производится пчелами в процессе сбора и переработки нектара растений как цветковых, так и нецветковых. Он может быть монофлорным и полифлорным. В первом случае пчелы собирают мед преимущественно с одного вида растений, во втором – с разных трав, кустарников и деревьев.
  • Падевый мед – производится из медвяной росы и пади (сок растений, переработанный некоторыми насекомыми, например – тлей). Такой мед считается не менее ценным, чем цветочный, однако не годится для кормления пчел в зимний период. Для людей может использоваться в пищу без ограничений, т.к. обладает высокими лечебными свойствами благодаря повышенному количеству минеральных веществ. Падевый мёд заготавливают так же, как и цветочный, но при расфасовке на таре делают надпись: «Мёд падевый»
  • Смешанный мед состоит из цветочного и падевого. В зависимости от преобладающего источника смешанный мед называют падево-цветочным или цветочно-падевым.

Существуют десятки, а может и сотни сортов монофлорного меда – от классического липового и акациевого до экзотических эвкалиптового и кориандрового. В природно-климатической зоне Украины чаще всего встречаются акациевый, гречишный, подсолнечный и липовый мед. Из нектара растений, произрастающих в наших широтах, получаются ценные сорта меда с высоким содержанием глюкозы, фруктозы, витаминов и других биологически активных веществ.

Полифлорный мед обычно классифицируется по месту его получения – горный, луговой, степной, лесной и т.д.

Аромат, вкус и консистенция такого продукта, также зависят от места сбора.

Разделение по цвету

По цвету мёд разделяют на светлый и тёмный с многочисленными переходными оттенками от белого до красновато-коричневого. Цвет мёда зависит от растений, из нектара которых получен мёд. Светлые тона дают меду липа, акация, подсолнечник, а темные получаются из гречихи или молочая. Соответственно, цвет полифлорного меда может колебаться в широких пределах – от светло-желтого до темного.

Кроме того, на цвет мёда влияет время его сбора и местность: мёд, собранный весной, светлее мёда, собранного во вторую половину лета; мёд, собранный на возвышенностях, светлее мёда, собранного в низинах.

Разделение по консистенции (густоте)

  • Жидкий мёд — нормальное состояние свежего мёда после откачки из сотов. Жидкий мёд имеет разную степень густоты (вязкости). Вязкость мёда зависит от количества содержания в нём воды и отчасти от температуры и влажности окружающего воздуха. (мёд, собранный в сырую погоду, жиже мёда, полученного в сухую погоду). Жидкий мёд может получаться также нагреванием закристаллизовавшегося мёда, однако, в этом случае теряется большинство полезных свойств.
  • Закристаллизовавшийся («севший») мёд естественным путём образуется из жидкого мёда, не теряя при этом своих свойств. Кристаллизация мёда может быть мелкозернистой (кристаллы менее 0,5 мм), крупнозернистой (более 0,5 мм) и салообразной (кристаллы не различимы глазом). Мёд хорошего качества всегда кристаллизуется равномерно по всему объёму. Иногда в закристаллизовавшемся мёде можно заметить сиропообразную жидкость. Это указывает на большое содержание в нём плодового сахара, который слабо кристаллизуется. На кристаллизацию мёда большое влияние оказывает температура. Так, при 13-14°С кристаллизация проходит быстро. При 27-32°С – прекращается, при температуре 40°С кристаллы растворяются (распускаются) и мёд становится жидким.

Разделение по технологии получения

  • Сотовый мед поступает потребителю в натуральном виде вместе с сотами в виде небольших прямоугольников. Внутри сот мед может быть жидким или иметь густую консистенцию.
  • Центробежный мед получают при выкачке его из ячеек сотов с помощью медогонки. Как правило, под понятием «мед» подразумевают именно центробежный мед.
  • Прессовый мед получают прессованием сотов при умеренном нагревании или без него. Прессуют мед с высокой вязкостью (например, вересковый), который откачать в медогонке не представляется возможным.
  • Чанг – куски сотового меда, залитые центробежным медом. Соты магазинных или гнездовых рамок разрезают на части и складывают в стеклянные банки. Пространство между сотами заполняют жидким медом с малой степенью кристаллизации.

There are several methods to classify honey, and each of them is used for special purposes. Consumers of this product find the scheme of honey classification by its origin and kinds to be the most necessary. This systematization explains which plants the nectar was gathered from. It also illustrates the properties of different honey kinds, both organoleptic and healing. Moreover, honey is classified by its marketable condition, consistence, transparency, colour, aroma and technological properties.

Classification by origin

  • Floral honey is produced by bees in the process of gathering and processing the nectar of both flowering and non-flowering plants. It can be monofloral and polyfloral. In the former case bees gather honey mainly from one kind of plants and in the latter it is mostly various herbs, bushes and trees that they use.
  • Honeydew honey is made of honey dew (floral sap processed by some species of insects, for instance, aphids). This honey is considered as valuable as floral but it is not suitable for feeding bees in winter. Honeydew honey can be consumed by people without limitations because of its good healing properties due to the high amount of mineral substances. Honeydew honey is procured in the same way as floral but special indication “Honeydew honey” is made on its packages.
  • Mixed honey consists of both floral and honeydew types. Depending on the prevailing source mixed honey is called either honeydew-floral or floral-honeydew.

There are tens or even hundreds of monofloral honey types — from classical white honey to exotic eucalyptus and coriander honey. In the climatic and natural conditions of Ukraine the most wide-spread types are acacia, buckwheat, sunflower and white honey. Valuable honey types with high content of glucose, fructose, vitamins and other biologically active substances are prepared from the nectar of the plants that grow in our country.

Polyfloral honey is usually classified by the place where it was gathered — mountain, meadow, steppe, forest, etc.

Aroma, taste and consistence of this product also depend on the place of gathering.

Classification by color

According to its color honey is divided into light and dark with plenty of transiting shades from white to reddish-brown. Color of honey depends on the plants from whose nectar the product was made. Basswood, acacia, sunflower give honey a light color, and buckwheat or milkwort make it look dark. Consequently, the color of polyfloral honey can fall within a wide range of shades, from light yellow to dark.

Furthermore, honey color is influenced by the time and place of its gathering: honey gathered in spring is lighter than honey gathered in the second half of summer; honey gathered on the hills has a lighter color than honey gathered in lowlands.

Classification by consistence (thickness)

  • Liquid honey — this is a normal state of fresh honey after its extraction from honeycombs. Liquid honey has various degrees of thickness (viscosity). Honey viscosity depends on water content and, to some extent, on ambient temperature and humidity (honey gathered during nasty weather is more liquid than honey that was got when the weather was dry). Liquid honey can also be produced by heating solid honey but in this case most of its useful properties will be lost.
  • Solid honey can naturally appear from liquid honey and all its properties are still preserved. Crystals of honey can be of small size (granules smaller than 0.5 mm), large (more than 0.5 mm) and lard-like (crystals are not discernable by a naked eye). Honey of high quality always gets solid evenly throughout. Sometimes a syrup-like fluid can be seen in solid honey suggesting high content of fruit sugar that can hardly get crystallized. Honey crystals are influenced by temperature. At 13 to 14°С honey gets crystallized quickly but at 27 to 32°С this process stops and at 40°С crystals are dissolved and honey becomes liquid.

Classification by production method

  • Comb honey is delivered to the consumer in its natural condition together with honeycombs in the form of small rectangles. Inside these combs honey can be liquid or of thick consistence.
  • Centrifugal honey is produced in the process of extracting it from comb cells with the help of honey extractor. As a rule, the term “honey” designates centrifugal honey.
  • Pressed honey is made by pressing honeycombs with or without moderate heating. Honey of high viscosity (e.g. heather honey) is pressed because it is not possible to extract it using honey extractor
  • Chunk honey means chunks of comb honey covered with centrifugal honey. Honeycombs are cut in pieces and put in glass jars. Space between these combs is filled with liquid honey of a low crystallization degree.